Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Три кита в соляной кислоте

«Враги прямо перед тобой, ты с ними воюешь, потом заключаешь перемирие, и всё ясно. Знаете, Алексей, вы не предатель. Вы враг». Так начинающий президент Владимир Путин объяснил главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову причину эстетических с ним разногласий. Это было в 2001 году: после Чечни, но до «Юкоса». В 37-м после таких слов начальника материализовывался конвой. В наши дни президентская откровенность лишь прибавила Венедиктову друзей и конфидентов на политическом Олимпе страны. «Не предатель» в устах президента – всё-таки похвала. А «перемирие» продолжается до сих пор. Об этом и многом другом ААВ рассказал нам во время одного из частых визитов в Петербург.

— К вам в эфир приходят политики первого ряда. У нас в регионах с этим — беда. Закрытость начальства — на уровне начала 80-х. Даже лидеры партий — как бы политики — ведут себя так же. Они что – ждут разрешения «сверху»?

— Понимаете, отсутствие конкуренции выжгло всю поляну. Политики стали осторожничать, они стали трусоваты. Они совсем отвыкли от дебатов – не умеют вести дебаты, не хотят вести дебаты. Поэтому это следствие, в том числе, и «вертикали власти». Которая выстраивала вот эту жёсткую позицию, где сама номинировала – кто «может», а кто – «не может» высказываться.

— А вам никогда не хотелось спросить своих добрых знакомых – федеральных политиков: стоит ли репутацию приносить в жертву игре в поддавки? И не только на выборах.

— Ну почему – мы постоянно задаём эти вопросы. Они отвечают все по-разному. Вопрос задан – ответ получен. Дальше – их риски, не мои. Вот он ответил, а публика – слушатели – оценили. Моя работа – задать вопрос. Но кто я такой, чтобы их стыдить? Вопрос «стыдно – не стыдно» — это оценочный вопрос, я не считаю его правильным. Одному стыдно за то, что другому радостно.

Но – мы живём в предлагаемых обстоятельствах. Если в бассейн налили соляной кислоты – учитесь плавать в соляной кислоте. Другого бассейна – нет. Других политиков – нет. Вот они такие.

— А почему никак не сложится у нас в России медиабизнес? Мы, журналисты, говорим про некую миссию, про создание общественного мнения. Но всё это никак не может стать бизнесом. Везде – или спонсор, «меценат», или бюджет в обмен на лояльность.

— Ну это тоже своеобразный вид бизнеса. Действительно, государство в XXI веке приняло решение поставить медиа под контроль, это очевидно. Поставить под контроль можно двумя способами. Как это сказано там… да, это «Дракон» Шварца: или «ку-», или «у-». Или купить, или убить. Задушить, грубо говоря. Поэтому какие-то медиа купили – а какие-то убили.

С другой стороны, медиа-менеджеры оказываются вполне довольными: не надо гоняться по рынку. Есть государственное финансирование, или полугосударственное – и чего об этом думать? Поэтому бизнес и не складывается.

— А плата зрителя-читателя-слушателя за информацию, плата за контент – может быть, выход в этом?

— Это такой тупой бизнес: давайте брать деньги за каждую букву, за каждое интервью. Я категорически против этого. Я считаю, что это – тупиковый путь. Мы об этом дискутируем и с госпожой Синдеевой (гендиректор телеканала «Дождь», большинство материалов распространяющего по платной подписке. – Ред.)

Сейчас это всё – на уровне XX века: брось монетку – получи баночку колы. Брось монетку – получи интервью Латыниной. Нет. Я – против. Это – прошлый век. Надо искать другие пути. Потому что средство массовой информации, скрывающее информацию – это жареный лёд. Это противоречит сути СМИ.

— Главный актив СМИ – его репутация. Когда в Сеть «сливают» инсайды о том, что кто-то из главредов получает деньги и указания от той же Администрации президента, это влияет на отношение аудитории к «продукции» этого медиа?

— Я не считаю, что репутация коллег уничтожена этими публикациями. Конечно, выполнение просьб Администрации выглядит, я бы сказал, смехотворно. Но это – риски тех медиаменеджеров, которые на это идут.

Надо понимать, что мы живём в прозрачном мире. Наши телефоны слушаются, наша переписка читается. Поэтому это – их риски, и чего за них волноваться? Они приняли на себя эти риски. Я сам принимаю риски и за них не волнуюсь. Вернее… волнуюсь, но за них отвечаю, скажем так.

— Когда объявляются выборы – неважно, плановые или досрочные – скучно заранее: опять будет старый «шорт-лист» с вариациями. Откуда возьмутся «новые богатыри мысли и дела», которых Николай Второй ещё в первой Государственной думе ждал?

— Слушайте, мы освещаем. Мы не формируем списки.

— А вам не скучно столько лет с одними и теми же «фигурантами»?

— Нет, мне вполне весело. Если я захочу заниматься другой профессией – политтехнологиями, и, наверное, это у меня может вполне получиться, — тогда я буду формировать списки. Я уже дожил до таких седин, когда могу себе позволить – со своим статусом, своим положением и своей репутацией, заниматься только тем, чем мне интересно.

— …Или о чём настоятельно попросят? Ну ни за что не поверю, что ваша дружба с разного рода начальниками идёт «в одну сторону» — информация в обмен на «спасибо». Под легендарный вискарь в высоких кабинетах.

— Скажите, я похож на человека, который получает указания? Я похож скорее на человека, который раздаёт эти указания, правда? Хотя для меня нет проблем позвонить, например, Володину – как и для него нет проблем позвонить мне. Мы знакомы с тех пор, когда я был ещё начальником службы информации – а он депутатом.

— Сдвигаются границы негласного компромисса, на который вам приходится идти – мне вот кажется, что приходится?

— Никаких компромиссов не бывает и никаких просьб никогда не следует. Просьбы – рассмотрю. Вот просьбы – любые: от Навального, от Володина, от Путина, от Трампа или Байдена — рассмотрю. Но, поскольку все знают, что я рассматриваю долго и нудно – никто и не обращается. И потом – меня избрали, утвердили – и я отвечаю за контент: перед слушателями, акционерами. Перед страной.

— Но для большиснтва «картину мира» и «повестку дня» формируют другие медиа. Такой «информационный фаст-фуд». Гамбургер.

— А гамбургер – это уже достижение! По сравнению с тем, что было в этом общепите недавно.

— Лет 30 назад главной проблемой казалась нехватка информации: четыре канала в столицах, радиоточка и «Правда» с «Известиями». Сейчас проблема в другом: информации – море. А вот желания думать и сравнивать – явно нету. Нам готовые выводы подавай: где враги.

— Это не желания нет. Это умения нету. Это как раз следствие того, что была одна программа – или две, или три. То, что мы не умеем – мы не делаем. Если вы не умеете плавать – вы поедете отдыхать, скорее всего, не к морю. Если вы не умеете играть в шахматы – вряд ли вы пойдёте в шахматный клуб, да? Если вы не умеете анализировать – то вы не будете стараться это делать.

Современная эпоха, общество, информационный поток выдвинули новый вызов. Да, вы правы: не просто искать информацию, а «селектировать» её и сравнивать. А такого умения нет! Ну, мы умели работать топором – но не умели работать пилой. Нужно время, чтобы научиться. И это – длинная дорога.

— Неужели появляется потребность?

— Конечно! Вы же на основе информации принимаете решения. В какой садик отдать ребёнка, за какую партию проголосовать, и на какой улице купить квартиру – потому что там бомжи, а там пивбар, а там ночью машины разгружают. То есть вам нужно сравнить всю информацию.

И люди, которые оставлены один на один сами с собой, когда государство за них не решает эти вопросы, — они вынуждены учиться искать, анализировать и сравнивать. А вот там, где государство продолжает решать, — там всё привычно: да забирай!

— То есть мода на информационный гамбургер, когда всё разжёвано да в рот положено — это надолго?

— Не в этом дело, совсем даже не в этом. Большинство едят гамбургеры – и их это вполне устраивает. Но слово «мода» означает всё-таки «новое». И это не большинство – а сначала меньшинство. Которое делает это модным для большинства. Вот именно поэтому я уверен, что незначительное, потом – более значительное, потом – ещё больше значительное количество людей начинает в этом информационном потоке находить смыслы.

Но, я повторяю, это – длинная дорога. Этому надо учить детей, да? Этому надо учить молодых людей. Потому что в моём возрасте уже по привычке там… хочешь идти прямо. Потому что, если бы не моя профессия – я думаю, что выбрал бы себе там две газеты, одно радио, один телеканал и смотрел бы это.

Но моя профессия заставляет меня обучаться тому, чему я не учился ни в советское время, ни в горбачёвскую эпоху… Я просто очень подвижен.

— Вы не боитесь, что рано или поздно перевёрнутая картина мира в головах, которую многие коллеги усиленно формируют, станет элементарно опасной?

— Во время событий на Майдане я пытался объяснить украинским коллегам, что «Беркут», который стреляет в вас – это вот тот мужик, который вечером выходит покурить на вашу лестничную клетку. И имейте в виду – это такие же люди, как и вы. «Нет-нет-нет, это наймиты» и так далее. И вот результат мы видим.

Гражданская война – это когда друг в друга стреляют люди, чьи жёны на кухне друг у друга одалживают соль. Вот это и есть главная угроза. Надо научиться жить среди информационных угроз. Угрозы никуда не денутся. И бесполезное занятие – пытаться их убирать. И надо научиться плавать в соляной кислоте – поскольку её налили уже! Нет воды. Вот нету – и нету. А кислота – есть.

… Вообще люди – очень опасные животные. Но уж коли мы выбрали жить среди людей – надо минимизировать опасности. Надо их сознавать и минимизировать. Мир фрагментарен. Информационное зеркало разбито социальными сетями. Каждый может построить свой мир вокруг себя из той или иной платы информации. И ваши соседи на лестничной клетке – они видят мир не так, как вы.

— Конечно. А кто-то из-них уверен, что Земля плоская стоит на трёх китах. В блогосфере всерьёз обсуждают.

— Вот и я так считаю. Я считаю, что Земля стоит на трёх китах. Я в это верю. И мне не нужны никакие аргументы против – и тем более «за». Я в это верю, это вопрос веры.

— А…что за киты? Поясните метафору.

— Обычные киты, которых ещё китобойные флотилии не добили. Дальше там – черепаха, но это уже не очень интересно. Главное – что Земля – блин, и стоит на трёх китах. Это же не образ, это правда.


Беседовал Аркадий ДУНАЕВ

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Тема Mission News от Compete Themes.