Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В кабинах электричек появились первые ласточки. Разговор с женщиной-машинистом

Петербурженка Екатерина Сергеева — одна из первых женщин-машинистов на железной дороге. Вместе с единомышленницами она открыла путь в кабину. «Фонтанка» встретилась с героиней.

Прямого запрета на работу женщин в составе локомотивных бригад в федеральной нормативной базе не было. В локальных Правилах технической эксплуатации железных дорог когда-то записали, что на такую работу принимаются мужчины, но при очередном изменении документа эта оговорка исчезла. Тем не менее работодатель не спешил соотнести отсутствие ограничений и практику.

Юлия Юрова стала первой, кому разрешили работать помощником машиниста, но лишь в порядке исключения. Елену Лысенко-Салтыкову из подмосковного Жуковского такое положение не устраивало, и она стала добиваться права для женщин работать на общих основаниях. Для верности Елена решила действовать не в одиночку. В 2018 году, уже работая помощником машиниста, она создала группу в соцсетях и разослала приглашения в нее по всем железнодорожным группам. Образовавшийся коллектив стал забрасывать Минтруд письмами, суть которых — «пустите нас в кабины!».

Возможность без лишней волокиты занять место в кабине железнодорожного подвижного состава у женщин появилась в январе 2021 года. Вскоре Елена Лысенко-Салтыкова пересела на правое крыло, в кресло машиниста. Первая в современной России.

Фото: Сергей Вершинин

Машинист — это не только про вождение поезда. Нештатные ситуации, сложный график с преобладанием ночных смен и разрывом на отдых, необходимость помнить бессчетное количество инструкций, дамоклов меч расшифровки параметров поездок, сложность общения с некоторыми категориями пассажиров, риск травмировать этих самых пассажиров автодверями. Это лишь беглый взгляд на профессию. «Растянуться» на перегоне — значит поставить вслед идущие поезда, тут уж делай, что хочешь, но убраться будь любезен. Тормозные колодки менять, слава богу, приходится не так часто, но, если что, весит такая больше полутора десятков килограммов, а подобраться к ней еще надо исхитриться. Примерно столько же весит тормозной башмак — этот инструмент применяется ежесменно. Все параметры движения записываются, фиксируются также большинство служебных переговоров. Промахнулся на сотню метров с пробой тормозов или «десяткой» давления — готовься к неприятностям по расшифровке. То же самое, если был неточен в обмене информацией. Вишенкой на торте добавим излишне самоуверенных пассажиров, обожающих подержать автодвери, чтобы потом ими кого-нибудь зажало и травмировало, любителей перебежать дорогу перед самым носом и тех, кому в одном и том же вагоне и жарко, и холодно.

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.