Вице-губернатор “по культуре и безопасности” хочет вернуть в Академический оркестр начальника, получившего мимо кассы 350 000 за “левую” запись. Чтобы его не уволили в третий раз, Смольный меняет Устав оркестра – совместив посты худрука и директора. Музыканты написали Открытое письмо губернатору, а “временно выгнанный” открыто грозится: “ужо я вам!”.
СПб ГАСО – третий “брендовый” симфонический оркестр Петербурга (после двух коллективов Филармонии). Создан в 1967-м, у истоков – в том числе Карл Элиасберг (да-да, Ленинградская симфония с блокадным оркестром). Сначала – Оркестр старинной и современной музыки, с 1985-го – полный симфонический состав. Сотни “гастрольных” городов, десятки стран. Множество пластинок с классикой на “Мелодии”. В “биографии” – Темирканов, Рихтер, Янсонс…
Равиль Мартынов провёл коллектив через 90-е – с триумфом и международным успехом. Спустя 10 лет после смерти маэстро оркестр нет-нет, да и называют “мартыновским”. С историей тут закончим – современность заставила оркестрантов отложить партитуры и взяться за авторучки с бумагами.
В письме журналистам и обращении к градоначальнику музыканты просят “помочь в спасении оркестра”. От бывшего главного дирижёра – которого с ужасом ждут в роли “будущего”. Под письмом – 53 подписи.
Александр Титов – человек в ГАСО не случайный и в прошлом безусловно уважаемый. Его заслуги помнят и ценят (хотя про первое явление за пультом в 2007-м шёпотом говорят – “подсидел” предшественника). Второй раз в оркестр с благословения “культурно-безопасного” вице-губернатора г-на Кириллова пришёл уже “другой” Титов – как пишут, авторитарный и музыкантов “грубо унижающий”. Ладно бы вменялась начальнику только “творческая беспомощность” – это материя тонкая. Но…
Разговоры про исчезновение денег за звукозаписи в кулуарах оркестра ходили давно. А 21 июля дознаватель МВД в одном “леваке” “усмотрел признаки состава преступления”. О как! Правда, при передаче в Адмиралтейский отдел СК материал “потерялся” (не сказалось ли тут странное слияние культуры и безопасности в одном смольнинском кабинете?).
Но юридическая квалификация одного “художества” худрука уже дана. Статья 285, часть 1. Запись для портфолио японской артистки, два дня. Организатор показала под протокол: занесла худруку 350 тысяч налом. Музыканты получили “на карман” от 3-х до 6-ти. Государство – ноль. Ущерб МВД оценило в 357 с лишним тысяч.
На этом фоне исчезновение худрука в пандемию выглядит сущим баловством – хотя неприятным. Как и отсутствие “на горизонте” месяцев восемь в году. В марте худсовет в присутствии шефа Комитета по культуре г-на Сухенко единогласно “забирает” полномочия худрука себе – вариант “чеширского кота” коллектив не устраивает. На открытие сезона в сентябре маэстро просто не явился. Обиделся, наверное – или занят был. В итоге по представлению худсовета директор г-на Титова увольняет.
Новый худрук Игорь Томашевский коллективу пришёлся по душе. Началась интересная работа без нервотрёпки, говорят “наши люди” в оркестре. А главным приглашённым дирижёром соглашается стать мировая “заезда” Лейф Сегерстам.
Но… Среди музыкантов и администраторов, словно тень “проклятого прошлого”, снова бродит фигура г-на Титова. О том, что он готовится “триумфально” вернуться за руку всё с тем же “культурно-безопасным” Кирилловым, “бывший будущий” говорит открыто и постоянно.
Больше того: Комитет по культуре утвердил новый Устав – где директором будет сам худрук. Оркестр просит “открутить плёнку” назад – пока Устав не зарегистрирован в Минюсте. Контракт директора Елены Анисимовой истекает 21 декабря, она уже получила уведомление об увольнении. Говорят, что в Комитете готов приказ о назначении директором г-на Титова – а уж худруком и главным дирижёром он назначит себя сам.
Сам г-н Титов в интервью “Эху” сообщил, что с оркестром “отношения отличные”, а проблема – в директоре, и “не все у нас хотят перемен”. А проблема в том – что как раз хотят и приветствуют.
Мы бы не вмешивались в конфликт – будь он чисто творческим. “Потерял доверие коллектива” – гм… ну, есть вещи, что голосованием не решаются. “Добровольная диктатура”, как Товстоногов определил – куда ж без этого в творческом коллективе. Но уголовщина – это уже чересчур, и покруче прогулов будет. Для коллектива – не в ущербе дело, это в Комитет – а в “моральном облике”. Когда “своих” костеришь почём зря, и на них же делаешь гешефты – это какой-то крепостной театр выходит.
…Знаете – а чего-то такого мы в культурной столице ждали, когда “культуру и безопасность” объединили под одним руководством. Предчувствие, знаете ли, было. И ждали почему-то не повышения “прозрачности” сферы высоких (и не очень) искусств – а непременно подобного пердюмонокля. Только лавры бабушки Ванги никого сейчас в “тусовке” не радуют.
Если кого назначат одновременно энергетикой и огородничеством руководить – и там непременно какой конфуз выйдет. Но у нас вроде столица не огородная – а культурная пока. Потому и неловко.
Ваш комментарий будет первым