Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«МУЗЫКА» ИНОРОДНАЯ, СЛОВА МВД

Вице-губернатор «по культуре и безопасности» хочет вернуть в Академический оркестр начальника, получившего мимо кассы 350 000 за «левую» запись. Чтобы его не уволили в третий раз, Смольный меняет Устав оркестра — совместив посты худрука и директора. Музыканты написали Открытое письмо губернатору, а «временно выгнанный» открыто грозится: «ужо я вам!».

СПб ГАСО — третий «брендовый» симфонический оркестр Петербурга (после двух коллективов Филармонии). Создан в 1967-м, у истоков — в том числе Карл Элиасберг (да-да, Ленинградская симфония с блокадным оркестром). Сначала — Оркестр старинной и современной музыки, с 1985-го — полный симфонический состав. Сотни «гастрольных» городов, десятки стран. Множество пластинок с классикой на «Мелодии». В «биографии» — Темирканов, Рихтер, Янсонс…

Равиль Мартынов провёл коллектив через 90-е — с триумфом и международным успехом. Спустя 10 лет после смерти маэстро оркестр нет-нет, да и называют «мартыновским». С историей тут закончим — современность заставила оркестрантов отложить партитуры и взяться за авторучки с бумагами.

В письме журналистам и обращении к градоначальнику музыканты просят «помочь в спасении оркестра». От бывшего главного дирижёра — которого с ужасом ждут в роли «будущего». Под письмом — 53 подписи.

Александр Титов, бывший худрук и главный дирижёр СПб ГАСО

Александр Титов — человек в ГАСО не случайный и в прошлом безусловно уважаемый. Его заслуги помнят и ценят (хотя про первое явление за пультом в 2007-м шёпотом говорят — «подсидел» предшественника). Второй раз в оркестр с благословения «культурно-безопасного» вице-губернатора г-на Кириллова пришёл уже «другой» Титов — как пишут, авторитарный и музыкантов «грубо унижающий». Ладно бы вменялась начальнику только «творческая беспомощность» — это материя тонкая. Но…

Разговоры про исчезновение денег за звукозаписи в кулуарах оркестра ходили давно. А 21 июля дознаватель МВД в одном «леваке» «усмотрел признаки состава преступления». О как! Правда, при передаче в Адмиралтейский отдел СК материал «потерялся» (не сказалось ли тут странное слияние культуры и безопасности в одном смольнинском кабинете?).

Но юридическая квалификация одного «художества» худрука уже дана. Статья 285, часть 1. Запись для портфолио японской артистки, два дня. Организатор показала под протокол: занесла худруку 350 тысяч налом. Музыканты получили «на карман» от 3-х до 6-ти. Государство — ноль. Ущерб МВД оценило в 357 с лишним тысяч.

На этом фоне исчезновение худрука в пандемию выглядит сущим баловством — хотя неприятным. Как и отсутствие «на горизонте» месяцев восемь в году. В марте худсовет в присутствии шефа Комитета по культуре г-на Сухенко единогласно «забирает» полномочия худрука себе — вариант «чеширского кота» коллектив не устраивает. На открытие сезона в сентябре маэстро просто не явился. Обиделся, наверное — или занят был. В итоге по представлению худсовета директор г-на Титова увольняет.

Новый худрук Игорь Томашевский коллективу пришёлся по душе. Началась интересная работа без нервотрёпки, говорят «наши люди» в оркестре. А главным приглашённым дирижёром соглашается стать мировая «заезда» Лейф Сегерстам.

Лейф Сегерстам

Но… Среди музыкантов и администраторов, словно тень «проклятого прошлого», снова бродит фигура г-на Титова. О том, что он готовится «триумфально» вернуться за руку всё с тем же «культурно-безопасным» Кирилловым, «бывший будущий» говорит открыто и постоянно.

Больше того: Комитет по культуре утвердил новый Устав — где директором будет сам худрук. Оркестр просит «открутить плёнку» назад — пока Устав не зарегистрирован в Минюсте. Контракт директора Елены Анисимовой истекает 21 декабря, она уже получила уведомление об увольнении. Говорят, что в Комитете готов приказ о назначении директором г-на Титова — а уж худруком и главным дирижёром он назначит себя сам.

Владимир Кириллов, вице-губернатор «по культуре и безопасности».
Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

Сам г-н Титов в интервью «Эху» сообщил, что с оркестром «отношения отличные», а проблема — в директоре, и «не все у нас хотят перемен». А проблема в том — что как раз хотят и приветствуют.

Мы бы не вмешивались в конфликт — будь он чисто творческим. «Потерял доверие коллектива» — гм… ну, есть вещи, что голосованием не решаются. «Добровольная диктатура», как Товстоногов определил — куда ж без этого в творческом коллективе. Но уголовщина — это уже чересчур, и покруче прогулов будет. Для коллектива — не в ущербе дело, это в Комитет — а в «моральном облике». Когда «своих» костеришь почём зря, и на них же делаешь гешефты — это какой-то крепостной театр выходит.

…Знаете — а чего-то такого мы в культурной столице ждали, когда «культуру и безопасность» объединили под одним руководством. Предчувствие, знаете ли, было. И ждали почему-то не повышения «прозрачности» сферы высоких (и не очень) искусств — а непременно подобного пердюмонокля. Только лавры бабушки Ванги никого сейчас в «тусовке» не радуют.

Если кого назначат одновременно энергетикой и огородничеством руководить — и там непременно какой конфуз выйдет. Но у нас вроде столица не огородная — а культурная пока. Потому и неловко.

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Тема Mission News от Compete Themes.