Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Едва ли Репин и Нордман, собираясь в Италию, прихватили с собой вазу». Музей Академии художеств показывает Репина в «декорациях»

На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.

Илья Репин (1844—1930) — тот самый великий русский художник, который широко и искренне отвечает на запрос нашего зрителя. Зритель ценит реализм и одновременно склонен к театральной драматизации, вот и Илья Ефимович тщательно изучал фактуру, когда писал исторические мифы: Ивана Грозного с сыном Иваном или казаков, пишущих письмо турецкому султану. Это не исторические события, но в контексте эпохи фактчекинг не столь важен. Вдохновенное, талантливое мифотворчество даже лучше — такова суть историзма в широком смысле. Легендариум Репина выпуклый, убедительный, и именно «предметную» его составляющую подчёркивает выставка в парадных залах Музея Академии художеств. Казалось бы, сложно что-то добавить к проекту Третьяковской галереи 2019 года, но МАХ зашёл с козырей и показывает более 200 предметов из собрания Музея-усадьбы «Пенаты», некоторые — впервые. Сами «Пенаты» в год 180-летия Ильи Ефимовича закрылись на научную реставрацию.

Начинать осмотр лучше с Екатерининского зала — это круглое помещение за торцом зала Тициановского (справа от входа в музей). Здесь показывают дипломные работы Ильи Репина и Василия Поленова (1844—1927) на тему «Воскрешение дочери Иаира» 1871 года. То был «звёздный выпуск» Академии художеств: сразу пять воспитанников получили Большие золотые медали, дававшие право на шестилетнее обучение за границей за счёт казны. Диплом Поленова хранится в МАХ, репинское полотно прибыло из Русского музея. Куратор выставки, директор Музея-усадьбы «Пенаты» Вера Ловягина уточняет, что обычно картины сравнивают не в пользу Поленова — его трактовка и правда более «приземлённая», даже жанровая, однако это дело вкуса. В том конкурсе Репин не сразу нашёл рембрандтовское решение света, которое в сочетании с нерембрандтовской сдержанностью живописи и даёт «духовность», которой нет в «жанре».

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.