Президент Владимир Путин своим недавним Указом разрешил получать вид на жительство иностранцам, разделяющим традиционные ценности. Они смогут получать разрешение на временное проживание на три месяца вне квоты и без необходимости подтверждать владение русским языком, если они не согласны с идеологическим курсом властей своих стран. Но стоит ли ожидать, что теперь в Россию хлынут беженцы из Европы?
Без денег и надежды
На самом деле граждан Евросоюза и других недружественных стран, которые желали бы перебраться в Россию, не так уж и мало – сейчас это тысячи переселенцев ежегодно, однако теоретически речь может идти о десятках и даже сотнях тысяч человек. Причём зачастую это люди небедные, с хорошим образованием и техническими навыками, которые могут быть востребованы в России. Проблема только в том, что процесс переселения в нашу страну крайне запутан и требует от потенциального мигранта знания российского законодательства, а также траты времени и денег. И если мигрантам из Средней Азии помогают диаспоры, у которых уже давным-давно налажены все входы и выходы, и процесс переселения доведён до автоматизма, то граждане европейских стран оказываются один на один с бюрократической машиной. И хорошо если им есть куда вернуться.
Так, 63-летнюю Зою Палямар в 2023 году депортировали из Эстонии. Она пострадала за гуманитарную помощь Донбассу и организацию шествия «Бессмертный полк» в Таллине. Зою, а также её соратников по общественному движению Алексея Есакова и Сергея Чулина выдворили из страны без денег и без предупреждения. Таким образом власти запугивали нелояльных граждан.
«У меня в кармане было 20 евро и одежда вся – которая на мне. Сергея и Алекса арестовали во время работы. С утра вызывали в полицию побеседовать, а в участке надели наручники и в рабочей одежде вывезли в Ивангород. У Алекса даже телефона с собой не было. Там на мосту они отдают уже аннулированные эстонские паспорта, приговор в руки и – на все четыре стороны», – рассказывает Палямар.
Зое повезло – в Петербурге оказалась подруга детства. Она приютила её у себя в небольшой квартире. Но без документов Зоя не может устроиться на нормальную работу, получить медицинскую помощь, а женщина – инвалид и нуждается в операции. Не может оформить больничный на работе и признаётся, что над такими беззащитными людьми работодатели не стесняются всячески издеваться. Помощи ждать неоткуда, во всех инстанциях говорят одно: «Для вас пока нет закона».
«В 63 года я на улице. У себя в Таллине защищала Россию и российские ценности, а в итоге здесь оказалась никому не нужна, – продолжает Зоя. – Я люблю эту страну, я русская, но хочу дожить свой век по-человечески. Не знаю, что мне делать, к кому обращаться. Эстония уже никогда не впустит меня обратно, мне закрыт въезд в Евросоюз на 10 лет, а также на 10 лет въезд в Шенгенскую зону. Нашу семью разделили: муж, тоже инвалид, остался в Таллине, а дочь живёт в Норвегии. Ни помочь друг другу, ни повидаться мы не можем», – говорит Палямар.
На работу не берут
На сложность обустройства в стране, переехать в которую стремился всей душой, жалуется и переселенец из Хельсинки Эдуард Маанди. Мужчина не собирался сидеть в России без дела, и зная, что в стране очень нужны кадры, фактически в первый же день после приезда в Петербург отправился искать работу. Однако получить её оказалось почти невозможно. В России он подал заявление на предоставление временного убежища и получил справку о том, что заявление рассматривается. А этот статус не даёт право официального трудо-устройства. Организации, в которые он сунулся, покрутили его бумаги и развели руками – взять на работу «по-белому» невозможно.
«Люди из Европы едут на свой страх и риск, зачастую даже без денег – ведь даже если что-то и лежит на счету в европейском банке, то переслать это невозможно, платежи заблокированы, а много налички в карманах не утащишь», – разводит руками Эдуард.
Сейчас Эдуарда временно приютили неравнодушные горожане. Депутаты, к которым он обращался за помощью, не комментируют происходящее, общественники пока не в силах помочь таким переселенцам. Как и на что жить дальше, мужчина, который у себя дома трудился маркетологом и неплохо зарабатывал, не понимает.
Подождать полгода
«Новый Указ президента не вступил в действие, так как на разработку регламента и проработку инструментария у нашего государства шесть месяцев, и это прописано в документе. То есть в ближайшие полгода упрощённая форма не заработает. Не потому что мы не хотим, а потому что чиновники физически не могут исполнить Указ без регламента. У нас в переселении людей заинтересованы Минтруд, Министерство экономического развития, Министерство социального развития, Минздрав и прочие структуры. В течение полугода все специалисты из этих ведомств будут прорабатывать внутренние механизмы, соответствующие новой ситуации. Тогда людям, лишённым гражданства в Европе или других странах мира, будет проще переселиться в Россию», – объясняет руководитель общественного Центра содействия добровольному переселению «Путь домой» Анатолий Бублик.
Пока же, поясняет он, если человека выдворили из страны Евросоюза, то в России ему действительно остаётся только просить временного убежища. Для этого нужно обращаться в миграционную службу в регионе пребывания. Имея такой статус, человек может уже подавать заявку в программу переселения соотечественников, далее оставлять заявку на гражданство. Другого алгоритма для таких людей нет.
«Конечно, они могли бы выехать в другую страну, подать документы по программе переселения. Однако я не уверен, что они смогут там собрать необходимый перечень документов, которые требуются. К тому же для некоторых такое возвращение, с учётом неадекватного поведения европейских властей, может оказаться опасным и закончиться тюрьмой. Я советую таким людям обращаться в движение «Путь домой». Мы бесплатно проконсультируем на горячей линии или перекинем обращение в региональное отделение, где наши специалисты на месте объяснят: куда пойти, какой взять формуляр, как его заполнить и куда отнести. Наши сотрудники помогут пройти этот путь с наименьшей потерей времени и нервов», – отмечает Бублик.
Мнение эксперта: «Хотят, но боятся»
Финский журналист Кости Хейсканен:
«Многие русскоговорящие люди в Финляндии хотят вернуться в Россию, но их пугает, что переезжать пока придётся в никуда. Кроме того, немало и «природных» финнов, которых утомил маразм финской власти и которые недовольны ситуацией в экономике и политике Финляндии (300 тысяч безработных в 5-миллионной Финляндии, когда такое было?). Они тоже готовы перебраться. Про это же мне пишут из Швеции и Норвегии. И, кстати, финские власти уже пытаются этому противодействовать. То есть они тоже понимают, что такая тенденция появилась. Поэтому финским пенсионерам говорят, что отберут пенсию, если они поедут в Россию. Рассказывают, что всё это «кремлёвская утка», нас хотят заманить, а потом, как в 1930-е годы, отправят всех в концлагерь.
Но пока это профилактические меры, поскольку российская бюрократия со своей стороны также делает немало, чтобы в Россию европейцы не ехали. И потока переселенцев нет. А жаль. Разумных людей там много. И народы-то не виноваты в том, что творится на Западе».
Кстати
Во времена Петра I Россия превратилась в своеобразный «кадровый пылесос» Европы. По подсчётам историков, к 1721 году до 22% кадров в управленческих и узкоспециальных сферах экономики нашей страны составили иностранцы. Среди них встречались откровенные жулики и проходимцы, однако большинство честно трудились во славу новой родины, способствуя созданию российской армии, появлению флота, развитию искусств и ремёсел.
Справка
По данным МВД РФ, временное убежище в России за последнее время получили свыше 400 иностранцев из официально «недружественных стран». Большинство – из Германии, Латвии, Литвы, Эстонии и Канады. Ранее ведомство отмечало, что в 2022 году российское гражданство получили 2387 человек из стран ЕС и 262 гражданина США. Ещё 3107 европейцев и 245 американцев смогли получить вид на жительство. В 2023 году цифры оказались сопоставимыми.
Ваш комментарий будет первым