В конце года редеют ряды муниципальных депутатов. По представлению губернатора коллеги лишили мандатов четверых депутатов, ещё 25 — на очереди. Причина — недостоверные сведения в декларациях о доходах и имуществе, обнаруженные плановой проверкой в Комитете территориального развития. Среди «кандидатов на вылет» — только два «единоросса», остальные — самовыдвиженцы или представители оппозиции.
На сегодня полномочий лишили «яблочников» Светлану Уткину из МО «Финляндский округ», Анну Каруличеву из МО «Нарвский округ», Веру Морозову из МО «Малая Охта» и независимого депутата Николая Колошинского из МО «Красное село». Во всех четырёх Советах большинство — у «Единой России».
Процедура вроде стандартная — и в прошлые годы выписывались представления, в число «нарушителей» попадали и депутаты от «партии власти». При этом нарушения депутаты могли счесть «несущественными» — и этим правом охотно пользовались в отношении однопартийцев. Губернаторы — что предыдущий, что нынешний — не возражали.

Нынешняя «чистка рядов» вызывает вопросы. Все «лишенцы» сообщают, что заседания собирали экстренно, обвинения предъявляли «на ходу», возражения не принимались. «Решение было принято заранее», — говорит «расстрига» Николай Колошинский, бывший глава Красного села и шеф местной администрации. О том же — о нежелании выслушать объяснения — говорят и другие низложенные мундепы.
Колошинский прямо обвиняет «проверяющих» в подделке декларации. Его «товарищи по несчастью» говорят о неточностях и подтасовках. В декларации Светланы Уткиной обнаружилось расхождение с данными проверки в размере 700 рублей — сама она говорит, что просто указала доход после вычета налога — «что пришло на карточку». Нарушение сочли «существенным» и лишили мандата.
Ассоциация независимых депутатов Петербурга выпустила заявление, в котором подчеркнула: претензии Смольного касаются только оппозиционеров. Аналогичную позицию заняла и партия «Яблоко» (за день до отстранения местного руководства).
Руководитель местного отделения «Справедливой России» Марина Шишкина назвала ситуацию «безобразной»:

— Мало того, что на выборах было сделано всё, чтобы не допустить к регистрации оппозиционных депутатов и отправить их в суды, так теперь они придумали новый способ от них избавиться. В МО «Финляндский округ», например, независимых депутатов, кроме Светланы Уткиной, почти не было, но даже это „единороссам“ показалось чудовищным и противоестественным. Вот они и взяли на вооружение эту мелочную практику, которая обернётся только одним: люди увидят, какой ценой они держат власть.
«Настоящей охотой за депутатами» назвал эти события депутат Законодательного собрания Михаил Амосов. Он подчеркнул, что речь идёт о лишении полномочий «за 7 чашек кофе» и напомнил, что «ни в одном случае депутаты отчёта неизвестных проверяющих так и не увидели – только письма из Смольного с требованием «принять решение».

— Лишать депутатов мандатов только по одному подозрению, лишать их полномочий по вздорным поводам недопустимо в принципе. Лишать полномочий, не спросив избирателей, которые голосовали за этого депутата – прямое нарушение прав граждан.
Вызывает вопросы молниеносная реакция «на местах» на представления Смольного — местное самоуправление Правительству города не подчиняется и в систему органов госвласти не входит. Одна из «пострадавших» сообщила о загадочной фразе бывшей коллеги на заседании: «У нас нет другого выхода».
При этом Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга во главе с Всеволодом Беликовым стал, по мнению г-не Амосова, «одним из организаторов травли независимых депутатов». Как Глава МО «Финляндский округ» г-н Беликов лично провёл «спецоперацию» по лишению мандата Светланы Уткиной.
Депутаты МО «Гражданка» и МО №72 приняли решение о выходе из Совета муниципальных образований.

— На депутатов от нашей Партии Роста такого давления не оказывалось, но я возмущён политический расправой над коллегами, — сообщил глава МО №72 Павел Швец.
— Совет и его председатель должны быть опорой и защитой для депутатов муниципальных советов; а если это не так, то незачем иметь с ними дело, — поддержал коллег Михаил Амосов.
Покинуть очевидно провластный Совет готовы ещё несколько муниципальных образований.
К «охоте на мундепов» подключилась и прокуратура Василеостровского района. Под вопрос поставлены полномочия депутатов МО «Гавань», где большинство — у «Справедливой России», а также МО «Морской».
Как следует из обращения прокуратуры в МО «Гавань», основанием для проверки, что началась 2 декабря и продлится месяц, стала некая информация о возможных нарушениях. Глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина сообщила, что прокуроры намерены проверить декларации всех депутатов округа: семерых членов «СР» и троих единороссов:

— С нами не получится поступить, как с коллегами — «выбив» поодиночке: поэтому, возможно, хотят по суду убрать всех.
Такая активность Смольного по «введению единомыслия» в муниципальных рядах может быть связана с недавним назначением вице-губернатором «по внутренней политике» г-на Бельского, до этого «строившего» муниципалов во главе того самого Комитета территориального развития.
Одно из объяснений происходящего — восстановление контроля над «муниципальным фильтром» на губернаторских выборах, которые, как время от времени сообщают «околокремлёвские» эксперты, могут быть и досрочными. Управляемый «инструмент» для этого должен быть в полной готовности. Треть депутатов, не встроенных в «вертикаль», администрацию очевидно не устраивает. Кроме того, подконтрольные муниципалы — большое подспорье на выборах (а Законодательное собрание и Госдуму мы будем выбирать в сентябре).
Недавно Смольный существенно урезал бюджеты муниципалитетов. При этом перед выборами, в мае прошлого года, тогда ещё ВРИО губернатора г-н Беглов обещал муниципалам передать часть полномочий — «вместе с финансами, конечно».

Отметим, что существенное число муниципальных советов так и не приступило к работе. Там, где «контрольного пакета» голосов нет ни у кого — депутаты от ЕР больше года не позволяют собрать полноценное заседание, и в ряде МО поэтому до сих пор кресло главы занимают «бывшие» председатели-единороссы, даже не будучи избраны в новый состав. При этом в ряде Советов налицо неспособность договориться между собой как раз оппонентов «партии власти», представляющих разные силы. Чаще всего в недоговороспособности обвиняют депутатов от «Яблока».
Всё это авторитета местной власти не прибавляет — хотя и соответствует одной из поправок в Конституцию: про МСУ как «часть единой системы публичной власти». Юридически этот термин — воляпюк; а на практике это выглядит, очевидно, именно так.
Ваш комментарий будет первым